Строительство барок глазами очевидца

НИКОЛЬСКИЙ место И ЕГО ЖИТЕЛИ
[Печатается по: Потанин Г. Н. Никольский место и его жители // Древняя и новая Россия. 1876. Т. 3. С. 136-169].

Г. Н. Потанин
глава IV

Другая вид экономического союза, артель, да в большом ходу в Никольском уезде. Строят ли крестьяне барки, выжигают ли известь, варят ли пиво, строят ли качели, убирают ли пища или же горох, строят ли избу, повсеместно – стадо или же помочь.
Постоянных артелей в уезде, впрочем, нет: из временных замечательны артели барочников, то употреблять плотничные артели, занимающиеся постройкой барок на хлебной пристани в городе Никольске. Барки строят для сплава в Архангельск хлеба, какой доставляется гужем из Яранского и Котельнического уездов Вятской губернии и частью по р. Вохме; главным образом сюда соглашаться овес, которого ежегодно сплавляется из Никольска более 200000 пудов. Ежегодно для сплава этого содержание строится на берегу Юга, близко самого города, от 30 до 55 барок.
Никольская убежище вызывает организации трех сортов артелей: 1 – артелей барочников; 2 – артелей двинских пильщиков и 3 – артелей сплавных. Барочники составляют артели по 8, по 10 человек, они составляются из крестьян ближайших к городу деревень. Артели составляются из жителей разнообразных деревень, даже родные братья попадают в разные артели. Барка требует на постройку 60 дней, и по окончании постройки стадо рассыпается. 1 из артельщиков называется подрядчиком либо плотником; он ведет счеты с купцом, хозяином барки, и руководит работами. Барочники заподряжаются осенью, при сдаче податей зa вторую половину года; отсутствие заставляет их ухватывать зa такую дешевую цену, что из платы, которую они получают, им не остается едва не никакого барыша. снова весной, по спуске барок и отплытии их, хлебные торговцы выдают будущий подрядчику либо плотнику рублей семь «кокорных»; осенью, до сдачей податей, он получает залог по 10 рублей на человека либо 80 рублей на всю барку и, ссужая этими деньгами крестьян, организует из них около себя будущую артель. зa постройку барки из хозяйского леса берут 130, 125 либо 120 рублей да, помимо того, полпуда трески и 1 пуд соли. зa постройку влажный барки, то вкушать из своего леса, берут 230 либо 240 рублей серебром. при подряде выговаривают «приятных» денег 3 рубля, а если не выговаривают денег, то просят во время постройки на водку.
Рабочая вознаграждение получается барочниками по частям три раза: во-первых, осенью – задаток, во-вторых, в Благовещение, которое здесь называется бабьим праздником, в сей погода к барочникам приходят в посёлок их жены и барочники должны, по обычаю, подносить их водкой; в-третьих, при спуске барки, да называемое «спускное». общество нанимает в городе квартиру, то употреблять помещается в одной избе с хозяином-мещанином; платят зa это 7 рублей, при этом покупают чугуны и чашки, да что зa все зa это сходит с человека по 1 рублю. Харчь, опричь трески и соли, – свой; крупу, гороховую муку, галанку (брюкву) и лук приносят из дома по понедельникам (каждую субботу барочники расходятся по деревням и возвращаются только в день утром). Постное масло покупают на рынке. часом становится по две артели в одну избу, да что в избе длиной 6 аршин помещается около 25 взрослых человек. Берутся зa постройку барок большею частью человеки победнее либо большесемейные, около которых найдется досужий участник в семействе; более состоятельные этим не занимаются, Но нанимаются около барочников возить дубрава из сузема на р. Юг. По ценам, которые барочники платят конным мужикам, дозволено составить примерный воздаяние стоимости вывозки леса на целую барку.
если прибавить к этому издержки на квартиру, масло, говядину и прочее, то общая собрание издержек дойдет до 150 руб., затем, если принять высокую цену, получаемую барочниками зa постройку влажный барки, в 240 рублей, то из рабочей платы останется для дележа только 90 руб., при разделе этого остатка на 8 артельщиков, каждому достанется не более 11 руб. 25 коп. зa 60 дней работы, или же по 18 коп. в день. если принять при этом в расчет, что барочники харчуются наполовину на мой счет, то питаться из дома носят хлеб, крупу и проч., то из этих 18 коп. к тому же придется исполнять вычет, да что в действительности работник сутки барочника оплачивается не более как в 10 коп. выше- воздаяние снова умеренный. Сами барочники оценивают круглым числом полу часть вывозки (весь вывоз барки состоит из 4 паев – следовательно, на одного человека в артели падает полпая) в 24 руб., а вывозку целой барки – в 192 руб.; при этом расчете дневной книга барочника обойдется только в 6 коп. Таким образом, работа барочника едва не даровой. Разумеется, это не заметно на практике, потому что не В любое время случается, что бы барочнику довелось вывозить место лес, круг его или же вывозит он сам, либо она уже вывезена самим судохозяином; в этом случае крестьянин однако получает деньги, если же случится, что для вывозки только леса барочник бывает вынужден нанять другого человека, то такие не только так себ е не получают, Но еще раз остаются должны 2 либо 3 рубля подрядчику. Только обязанность владеть деньги финансы ко дню Козьмы и Демьяна (1-го ноября) для уплаты податей, совершенное лишение других зимних занятий, расчет, чтоб лошадям дать зимой какую-нибудь работу, и наконец, алчность полакомиться более вкусною пищей с треской и постным маслом и иногда владеть водку принуждают крестьянина обещать зa постройку барки.
Спуск барки – событие в жизни артели, а спуск барок – вместе событие для целого города. действие спуска состоит из двух фаз; прежде под барку подводят рычаги, а после вырубают подпорки, на которых она находилась до сих пор. В дистанция среди этими двумя фазами, прежде, чем начинают вырубать подпорки, совершается религиозная церемония. прежде судохозяин угощает общество водкой, после как барочники, да и 60 персона уже нанятых бурлаков, которые составят после экипаж барки, садятся на землю; проходит не мало минут в молчании, как это бывает на проводинах; кроме встают, снимают шапки и молятся; опосля тово как общество барочников с топорами в руках уходит под барку, «плотник» указывает, где рубить, и заботится, что бы парк редел равномерно; последние три кола вырубаются самыми опытными рабочими; это – роковая минута, и народ, окружающий барку, стихийно утихает. Раздается треск, барка накренивается, закрывает от око зрителей на минуту рабочих и катится в воду по подложенным для тово бревнам. Рабочие эти становятся героями дня. Плотник получает зa спуск барки десять рублей «попечительных», а те трое, которые подрубали последние колья, – по 25 коп. либо по 50 коп. «подложных». почасту торжественность этой картины увеличивается выстрелом из маленькой пушки с барки.
гибель праздника имеет, однако, форма более комический; спустив барку, торговец приглашает почетнейших из зрителей с исправником во главе в доходный амбар, тогда же на берегу, где приготовлена закуска; в то время, как гости угощаются, до окнами амбара песенники поют песни. Часа сквозь вдвоем вся индустрия возвращается в посёлок с раскрасневшимися лицами, немного покачиваясь и непременно поддерживая градоначальника.
Артели двинских пильщиков приходят в Никольск с Двины, рабочая гонорар около них – 30 коп. зa рез, да что пара пильщика зарабатывают от рубля до 1 руб. 20 коп. в день.
Артели сплавные, то вкушать бурлаки, разделяются на «коренных» и «присаду». Коренные, на другой лад называемые «проходными», это те, которые пойдут от Никольска вплоть до Архангельска; присада нанимается только до Устюга, потому что сплав до этого города опасен по мелководью и излучистому течению реки Юг. Коренные организуются десятками в своих деревнях; родные братья встречаются в разнообразных артелях, да что попадают не только на разные барки, Но и к разным купцам; большая часть проходных с Двины, начиная от Устюга, приходят сюда артели даже из Тулгаса и Николы Шилинского (последнее селение зa 100 верст ниже Нижней Тоймы, в 400 верстах от Устюга). Они идут до Никольска пешком, питаясь хлебом и делая утомительные переходы; пара эти условия вызывают около них хворь – куриную слепоту, которой они почасту страдают в это время, тут как на местных жителей эта хворание не распространяется. Сплавной получает по 16 руб., но, впрочем, только «лоньшак», то кушать такой, кто ходил на барках тово же купца в прошлом году. Не лоньшаки получают по 10 и даже по 8 рублей. помимо того, собственник дает на каждого человека по 2 пуда муки на всю путину, из них стадо 15 пудов перепекает на хлеб, а пудов 5 продает мимоходом в виде муки. На барку ставится до Устюга 60 особа (коренные и присада), а ниже – 35, 40 муж (одни коренные); десятки на барке не соединяются в одну общую общество – и тот и другой десяток ведет свое обстановка отдельно. Присада садится на барки бес ряды. Они не составляют артелей; в Устюге торговец расплачивается с присадой по произволу, самопроизвольно оценивая услугу каждого – кому дает и больше, кому – меньше. Платят большею частью по 5, по 6 рублей, кое-когда по 10 рублей, а 1 Никольский торговец платит даже по 1 руб. 50 коп. и отродясь больше 3 руб. за исключением того, присада получает пища и лучший от хозяина и тожественный бес положения – сколь отпустят; по-этому они порой стараются украсть, возьмут на день, ей-ей еще раз вновь идут получать, как не брали. Присада – это ближайшие к городу крестьяне, племя большею частью бедный; некоторый из них идут только за того, что бы заработок получать. Для квартиры они большею частью нанимают около мещан бани, между тем как коренные помещаются в избах. От хозяев присада не требует никакой посуды, потому что едят зa все время сплава только пища с водой и по-этому платят только зa квартиру по 1 коп. либо по 11/2 коп. зa ночь, тут как коренные платят по 35 коп. с человека «доотстою», то вкушать зa все время, сколь простоят. Считая по 30 прислуга присады на 40 барок, только собирается сюда этих бедных людей 1200 человек. исключая присады, на барки садятся в Никольске двинские нищие, которые в половине зимы группами проходят пропускать города в плодородную Вохму и Вятскую губернию, а весной едины к Никольской пристани. Их берут на барки даром.
Описывая кайма и стараясь представить полную, всестороннюю картину его жизни, В любое время следовало бы не пропускать из виду тот сословие людей, какой дозволительно назвать интеллигенцией края. приблизительно всякая округ Русского государства – Малороссия, Дон, Сибирь, Поволжье, даже малый ветхий Яик – может указать на группу людей, занимающихся историей и статистикой края не из наивный любознательности, а в видах изучения местных нужд и улучшения народного быта.
знание с такими людьми непременно для путешественника; он не только получит от них груда сведений о крае, Но и в них самих найдет причина для характеристики местного населения, потому что человеки эти В любое время отражают на себе явные и тайные стремления, достоинства и недостатки среды, в которой живут и интересам которой служат. К сожалению, для нашего Севера вдобавок не народилось такой группы людей. ежели и г. Мордовцев в одной из своих статей о провинциальной печати и сгруппировал не мало имен, считая их зa северную фракцию наших провинциальных писателей, Но все эти имена принадлежат людям, как раз занесенным в край; другие «радетели севера» хоть бы и пекутся о нем, по мере своего разумения, Но живут не на местах. Итак, остается только желать, чтоб такие человеки поскорее явились в самом крае. Правда, и я видал там людей, которые любят мой сторона и желают ему счастья: то торговец встретится, читающий всякую статью о своем крае и даже иногда пописывающий; то гувернер в уездном городке, хлопочущий об устройстве там школ, библиотек и проч., Но все эти человеки рассыпаны по краю и побратанец друга не знают, нет такого общего пункта, на котором они соединились бы в одну дружную группу. по-этому запрещать не пожелать, чтоб кто-нибудь предпринял периодическое издание для нашего северо-востока, на почве которого все эти глохнущие в безвестности и в бездействии силы могли бы соединиться и делать полезного для общества умственного двигателя.

Без рубрики
.